Борис Александрович Рыбаков



Борис Александрович Рыбаков.
Крупный археолог и историк, академик РАН, академик АН СССР.
Один из самых влиятельных деятелей советской историографии. Основные труды по археологии, истории, культуре славян и Древней Руси.

Герой Социалистического Труда.
Орден За заслуги перед Отечеством III степени - за заслуги перед государством, большой личный вклад в развитие отечественной науки и подготовку научных кадров.
Три ордена Ленина.
Орден Октябрьской Революции.
Орден Трудового Красного Знамени.
Орден Знак Почёта.
Ленинская премия 1976 года.
Сталинская премия 1949 и 1952 годов
Премия имени академика Б. Д. Грекова.

Действительный член РАН, почётный член Чехословацкой, Польской и Болгарской академий наук, заслуженный профессор Московского университета им. М. В. Ломоносова, почётный доктор Краковского Ягеллонского университета.

Б. А. Рыбаков был крупным археологом. Материал, добытый им, огромен. Его научная деятельность началась с раскопок вятичских курганов в Подмосковье. Он проводил масштабные раскопки в Москве, Великом Новгороде, Звенигороде, Чернигове, Переяславле Русском, Белгороде Киевском, Тмутаракани, Путивле, Александрове и многих других. Им были целиком раскопаны древнерусские замки Любеч и Витичев, что дало возможность реконструировать облик небольшого древнерусского города.

На этих раскопках учились "раскопочному ремеслу" сотни будущих историков и археологов. Многие ученики Б. А. Рыбакова стали известными учеными. Начав свою педагогическую деятельность еще в 1933 году Б. А. Рыбаков, читая лекции, ведя семинары и создавая учебники, учил многие тысячи студентов.
Миллионы школьников учились по его учебникам.

Рыбаков был не только археологом и педагогом.
Также, он произвел анализ многих исторических данных, дав исторической науке идеи и основания для последующей проверки и поиска.

Борис Александрович предпринял попытку систематизации языческих верований восточных славян. Основательные труды на эту тему укрепили фундамент начатых еще в XIX изысканий по славянской этнографии.

За 70 с лишним лет своей научной деятельности он написан множество монографий по истории Древней Руси и исследованию древних литературных памятников.

Лев Клейн, один из критиков антинорманизма Б. А. Рыбакова, видел причиной его взглядов патриотическую любовь к своей стране и народу исполненную искренностью и эмоциональностью:
"был не просто патриотом, а несомненно, русским националистом... ультра-патриотом — он был склонен пылко преувеличивать истинные успехи и преимущества русского народа во всем, ставя его выше всех соседних".

Хотя многие его выводы впоследствии подвергнуты критике или опровергнуты, но его вклад в историческую науку колоссален.
Надо отметить, что даже ошибочные предположения, если они остаются в научных рамках, двигают науку вперед, давая поле для критики и поиска верных выводов.
Археологические изыскания академика Рыбакова дали огромное поле деятельности последующим поколениям историков. Работа по анализу этих данных продолжается и сегодня.
Это база, без которой многие научные открытия по истории нашей Родины сегодня были бы невозможны.

Даже подвергнутый критике антинорманизм Рыбакова дал важные выводы.
Так он отметил, что если "призвание варягов" и имело место, если норманнская экспансия и явилась причиной возникновения княжеской власти на Руси, то это было, несомненно, в результате военного завоевания. Интересно, что в этом он как раз сходится с Клейном, его критиком.

Также, он определенно утвердительно сделал вывод о том, что появление аристократической прослойки на Руси не было следствием естественных социальных факторов. Рыбаков указал на то, что археология не обнаруживает переходного этапа для установления княжеской и боярской власти после общинного уклада восточных славян.

Переход происходит быстро, сопровождается артефактами противоборства, приводит к исчезновению славянских укрепленных городищ и замене их на укрепленные усадьбы представителей элиты военной власти.
Отмечено появление в этот период расслоения общества и неравенства, при разности культур военной элиты и подчиненного, подвластного славянского сельского населения.

Выводы эти очень важны для понимания социальных процессов Древней Руси, как опровергающих представления о естественной природе неравенства среди наших предков.