192 года открытию Антарктиды русскими моряками.


192 года со дня открытия Антарктиды Русской антарктической кругосветной экспедицией в составе военных шлюпов "Восток" и "Мирный" под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева.

16 (28) января 1820 года русские моряки, почти на меридиане Гринвича, достигли 69°21′ ю. ш. и открыли материк Антарктида.
Так описал события сам Ф. Ф. Беллинсгаузен (приводим начиная с предыдущего дня):

15 генваря.   В 7 часов следующего утра, хотя погода не переменилась, но я не надеялся дождаться благоприятной и потому опять взял курс на StW. До полудня прошли мимо трех льдяных островов; находились тогда в широте 66° 53' 42" южной, долготе 3° 3' 54" западной *2. В 4 часа видели трех голубых бурных птиц. 

16 генваря (28 января по новому стилю).   Пасмурность с снегом, при крепком ветре от NW, продолжалась во всю ночь. В 4 часа утра увидели дымчатого альбатроса, летающего около шлюпа. В 7 часов ветр отошел к N, снег временно переставал и благотворное солнце из-за облаков изредка выглядывало.
      В 9 часов утра в широте 69° 17' 26", долготе 2° 45' 46", найдено склонение компаса 8° 48' западное. Продолжая путь на юг, в полдень в широте 69° 21' 28", долготе 2° 14' 50", мы встретили льды, которые представились нам сквозь шедший тогда снег в виде белых облаков. Ветр был от NO умеренный, при большой зыби от NW; по причине снега зрение наше не далеко простиралось; я привел в бейдевинд на SO, и, пройдя сим направлением две мили, мы увидели, что сплошные льды простираются от востока чрез юг на запад; путь наш вел прямо в сие льдяное поле, усеянное буграми. Ртуть в барометре, спустясь от 29,5 до 29 дюймов, предвещала еще худшую погоду; морозу было 0,5°. Мы поворотили на NWtW, в надежде, что сим направлением не встретим льдов. В продолжение последних суток видели летающих снежных и синих бурных птиц и слышали крик пингвинов. 

17 генваря.   Пасмурность и снег не переставали во всю ночь. В 2 часа следующего утра оба шлюпа поворотили на левый галс. В 6 часов мы увидели прямо пред носом льдяной остров, от которого, однакоже, успели поворотить. Термометр стоял на точке замерзания; в то же время ветр начал крепчать, что и принудило нас взять по два рифа у марселей. В 8 часов шлюп «Восток», поворотив по ветру, сблизился с шлюпом «Мирным». К полудню небо несколько прочистилось от снежных облаков и проглянуло солнце; мы успели сделать полуденное наблюдение, по которому широта места нашего оказалась 68° 51' 51", южная, долгота 3° 7' 6" западная; течение увлекло нас на NW 20°, тринадцать миль. Мы недолго наслаждались сиянием солнца, которое в сих местах так редко бывает видимо: туман и снег, непременные спутники мореплавателя в Южном Ледовитом океане, опять настали.
      В больших широтах, в коих мы простирали плавание, море прекраснейшего синего цвета, что некоторым образом служит доказательством отдаленности берега. Пингвинам, коих мы слышали крик, нет нужды в береге; они также покойно, и еще, кажется, охотнее живут на плоских льдах, нежели другие птицы на берегу. Когда пингвинов хватали на льдах, многие, бросавшиеся в воду, не дождавшись удаления охотников, с помощью волн возвращались на прежнее свое место. Рассуждая по сложению их тела и пребыванию в покое, заключить можно, что одно только побуждение наполнить свой желудок гонит их с льда в воду; они весьма ручны. Когда лейтенант Лесков на льдине крылом невода покрыл их множество, непопавшиеся под сеть невода были покойны и нечувствительны к участи тех несчастных пингвинов, которых в глазах их клали в мешки. Спертый воздух в сих мешках и неосторожное обращение при ловле, перевозке и подъеме пингвинов на шлюпы и тесное необыкновенное жилище в курятниках произвело в пингвинах тошноту, и они в короткое время выкинули множество шримсов, маленьких морских раков, которые, как видно, служат им пищею. При сем не излишне будет упомянуть, что мы в больших южных широтах никаких рыб, кроме принадлежащих к породе китов, еще не встречали.
      В 8 часов шлюп «Восток» спустился к «Мирному», и, сблизясь с ним, мы привели к ветру на правый галс, дабы несколько удалиться от льдов и переждать пасмурную погоду.
      Ветр все еще продолжался от севера с снегом и изредка без снега. По всему горизонту была мрачность. Со времени вступления нашего в большие южные широты мы всегда имели такую же дурную погоду при северных ветрах, а, напротив, при южных погода была сухая и ясная, горизонт чистый.
Свои повествования Фаддей Фаддеевич дополнил описаниями птиц и животных, встреченных в экспедиции. В те дни он пишет:
"Мы проводили сей день в дружеской беседе, рассказывая об опасностях и приключениях после последнего нашего свидания и совершенно забывая, что находимся в стране, никем необитаемой, кроме китов, пингвинов и бурных птиц, в стране, в которой почти беспрерывно господствуют густые туманы и часто выпадающие снега."

"Сегодня в первый раз удалось нам застрелить полярную птицу, которая так названа капитаном Куком. Она величиною с курицу, перья на спине, крыльях и на верху головы бурого цвета, а к шее и на груди многим светлее; брюхо и хвост белые; верхние перья хвоста с бурыми концами; наружный цвет всех правильных перьев разделен пополам, т. е. низ каждого пера бурый, а верх белый; глаза темные с черным зрачком, нос и ноги темные, на лапах перепонка грязнотемного цвета, к ногам темнее. Сия птица во всем подобна бурным птицам, а потому я буду называть оную полярною бурною птицею."

"Около шлюпа летало несколько белых снежных, черных и полярных бурных птиц и погодовестников; последних мы встречали во всех широтах от экватора до самых льдов"

"21 генваря.   Мы продолжали путь на юг, при тихом ветре от SOtO и ясной погоде. Киты пускали фонтаны; полярные и снежные бурные птицы, предвестницы близости льда, летали около шлюпов; на юге становилось час от часу светлее. В 1 час пополуночи увидели впереди льды, а в 2 часа уже находились между мелкими плавающими льдинами; далее к югу представилось до пятидесяти льдяных разнообразных громад, заключающихся в средине льдяного поля. Обозревая пространство сего поля на восток, юг и запад, мы не могли видеть пределов оного; конечно [оно] было продолжением того, которое видели в пасмурную погоду 16 генваря, но по причине мрачности и снега хорошенько рассмотреть не могли."

"Около шлюпов летало много полярных белых снежных бурных птиц и один дымчатый альбатрос; в то же время видели одного кита."
"мы видели несколько полярных бурных птиц, альбатросов дымчатых и двух китов"


Южные Сандвичевы острова: Бристоль, Тюле, Кука. Из альбома рисунков художника П. Михайлова

Хохлатый пингвин. Из альбома рисунков художника П. Михайлова

Острова де Траверсе: Лескова, Торсона, Завадовского. Из альбома рисунков художника П. Михайлова

Южные Сандвичевы острова: Сретенья, Саундерс, Монтегю. Из альбома рисунков художника П. Михайлова

Погодовестник. Из альбома рисунков художника П. Михайлова

Альбатрос. Из альбома рисунков художника П. Михайлова

Пеструшка. Из альбома рисунков художника П. Михайлова

Пингвины. Из альбома рисунков художника П. Михайлова

Голубая бурная птица. Из альбома рисунков художника П. Михайлова

Южное полярное сияние. Из альбома рисунков художника П. Михайлова

Вид ледяных островов. Из альбома рисунков художника П. Михайлова

Южная полярная бурная птица. Из альбома рисунков художника П. Михайлова


Нерпы. Из альбома рисунков художника П. Михайлова


Выйдя за пределы полярного круга, Беллинсгаузен прошёл вдоль него на восток до 19° в. д., где снова его пересёк и достиг в феврале 1820 года опять почти той же широты (69°6′).
Далее на восток он поднялся только до 62° параллели и продолжил свой путь вдоль окраины плавучих льдов. Затем, на меридиане островов Баллени, Беллинсгаузен дошёл до 64°55′, в декабре 1820 достиг 161° з. д., прошёл Южный полярный круг и достиг 67°15′ ю. ш., а в январе 1821 года достиг 69°53′ ю. ш.

Почти на меридиане 81° он открыл высокий берег острова Петра I, а пройдя ещё на восток, внутри Южного полярного круга — берег Земли Александра I.
Таким образом, Беллинсгаузен первый совершил полное плавание вокруг Антарктиды на широтах от 60° до 70°.

Адмирал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен. (по литографии У. Штейбаха, относяйщейся примерно к 1835 г.)

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (при рождении Фабиан Готтлиб Таддеус фон Беллинсгаузен (нем. Fabian Gottlieb Thaddeus von Bellingshausen); 9 (20) сентября 1778, остров Эзель — 13 (25) января 1852, Кронштадт) — российский мореплаватель, первооткрыватель Антарктиды. Происходит из остзейских немецких дворян.
В 10 лет поступил в Морской кадетский корпус в Кронштадте.
В 1795 году, через шесть лет после поступления в Морской корпус, Беллинсгаузен получил свой первый флотский чин — он был произведен в гардемарины. На следующий год он совершил плавание к берегам Англии. В 1797 году Беллинсгаузен был произведен в мичманы (первый офицерский чин на флоте) и получил назначение в Ревельскую эскадру. На судах эскадры он ходил до 1803 года.
В 1803 году стали подбирать экипажи для кораблей Ивана Крузенштерна, готовившихся выйти в первую российскую кругосветку.
В 1803—1806 Беллинсгаузен участвовал в первом кругосветном плавании русских судов на шлюпе «Надежда» под командой Ивана Крузенштерна.
С 1812 по 1816 командовал фрегатом "Минерва", а с 1817 по 1819 годы — фрегатом "Флора".

Поход экспедиции Беллинсгаузена в кругосветной антарктической экспедиции, по справедливости считается одним из самых важных и трудных, когда-либо совершенных.

Адмирал Михаил Петрович Лазарев. (с гравюры И. Томсон, относяйщейся примерно к 1835 г.)


Михаил Петрович Лазарев (3 [14] ноября 1788 года, Владимир — 11 [23] апреля 1851 года, Вена, похоронен в Севастополе) — русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), кавалер ордена Святого Георгия IV класса за выслугу лет (1817), командующий Черноморским флотом и первооткрыватель Антарктиды.
Брат вице-адмирала Андрея Петровича Лазарева.
Родился в дворянской семье сенатора Петра Гавриловича Лазарева, представителя боковой ветви армянского аристократического рода Абамелек-Лазаревых, правителя Владимирского наместничества.
В 1803 году выдержал экзамен на звание гардемарина, став третьим по успеваемости из 32 учеников. В декабре 1805 года произведён в первый офицерский чин — мичмана.
В числе 30 лучших выпускников корпуса отправлен в Англию, где служил волонтёром на флоте до 1808 года для ознакомления с постановкой военно-морского дела в иностранных портах. В течение пяти лет находился в непрерывном плавании в Атлантическом океане и Средиземном море.
В 1808—1813 годах служил на Балтийском флоте. Участвовал в Русско-шведской войне 1808—1809 и Отечественной войне 1812.
В 1813-1815 годах году лейтенант Лазарев совершил кругосветное плавание вокруг земного шара, командуя шлюпом "Суворов", заходя в центр Русской Америки — порт и поселение Ново-Архангельск.
За участие в Антарктической экспедиции Лазарев был про­изведен в капитаны 2-го ранга, минуя чин капитан-лейтенанта.


Шлюп «Восток» — парусный военный шлюп, корабль 1-й русской антарктической кругосветной экспедиции 1819—1821 годов под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена.

Судно было спущено на воду со стапеля Охтинской верфи в Санкт-Петербурге в 1818 году.
3 (14) июля 1819 года шлюп «Восток» под командованием капитана II ранга Ф. Ф. Беллинсгаузена, начальника кругосветной Антарктической экспедиции вышел из Кронштадта.


Длина 39,62 м
Ширина 10,36 м
Осадка 4,8 м
Водоизмещение 985 т
Скорость до 10 узлов
Экипаж, чел. 117
Вооружение 16 137-мм пушек, 12 120-мм карронад

В 1828 году шлюп «Восток» был исключён из списков флота и разобран.


Шлюп «Мирный» — парусный военный шлюп, корабль 1-й русской антарктической кругосветной экспедиции 1819—1821 гг.
На Олонецкой верфи в Лодейном поле близ Петербурга в 1818 году под проекту кораблестроителя И. В. Курепанова строилось для флота вспомогательное судно «Ладога» (строитель — корабельный мастер Я. А. Колодкин).
Стремясь ускорить отправление высокоширотной экспедиции в Антарктиду решили не строить новое судно, а использовать «Ладогу». Его включили в состав военно-морского флота, дали новое название «Мирный» и сразу же приступили к перестройке. Работами руководил  М. П. Лазарев.
Наделкой штульцев у шлюпа удлинили кормовую часть, на форштевне поставили княвдигед, дополнительно обшили корпус — дюймовыми досками, прочно закрепив их медными гвоздями.
Корпус тщательно проконопатили, а подводную часть, чтобы она не обрастала водорослями, покрыли медными листами. Внутри корпуса поставили дополнительные крепления на случай воздействия льдин, сосновый руль был заменён дубовым. Ранее поставленный стоячий такелаж, ванты, штаги и другие снасти, сделанные из низкосортной пеньки, были заменены более прочными, применяемыми на кораблях военно-морского флота.

3 (14) июля 1819 года «Мирный» под командованием лейтенанта М. П. Лазарева вышел из Кронштадта в составе кругосветной Антарктической экспедиции.

«Мирный», построенный по проекту русских инженеров и к тому же достаточно укрепленный Лазаревым, показал свои блестящие качества. Однако «Восток», построенный британскими инженерами, несмотря на все старания Лазарева сделать его таким же выносливым, как и «Мирный», все же качественно уступал второму шлюпу. Это и явилось одной из причин того, что пришлось прекратить исследование Южного полюса и начать подготовку к возвращению в Кронштадт.

Длина                    120 футов (36.6 м)
Ширина                 30 футов (9,15 м)
Осадка                   15 футов (4,6 м)
Водоизмещение    530 т
Скорость                до 10 узлов
Экипаж                 72 человека
Вооружение          20 пушек




После ремонта в Порт Джексоне (Австралия) корабли исследовали тропическую часть Тихого океана, а затем 31 октября (12 ноября) 1820 года вновь взяли курс на Антарктиду. 10 (22) января 1821 года шлюпы достигли самой южной точки: 69° 53' южной широты и 92° 19' западной долготы. 24 июля (5 августа) 1821 года, закончив труднейшее плавание, корабли прибыли в Кронштадт.

За 751 сутки они прошли 49 723 мили (около 92 300 км). Помимо самого открытия Антарктиды на карту были нанесены 29 островов и выполнены сложные океанографические работы. В память об этом знаменательном плавании в России была выбита медаль.

Снимок Антарктиды со спутника.


Карта Антарктиды с нанесенным путем экспедиции. (кликни для увеличения)
Марка Почты СССР к 150-ти летию открытия Антарктиды.

Марка Почты СССР к 145-ти летию открытия Антарктиды.

Марка Почты СССР.

Статус Антарктиды сегодня.
В соответствии с конвенцией об Антарктике, подписанной 1 декабря 1959 года и вступившей в силу 23 июня 1961 года, Антарктида не принадлежит ни одному государству. Разрешена только научная деятельность.
Размещение военных объектов, а также заход боевых кораблей и вооружённых судов южнее 60-го градуса южной широты запрещены.
В 1980-е годы Антарктиду объявили безъядерной зоной. Это исключило появление в её водах судов-атомоходов, а на материке — атомных энергоблоков.
Сейчас участниками договора являются 28 государств (с правом голоса) и десятки стран-наблюдателей.


 Памятные монеты Центрального Банка России.


Памятник адмиралу Беллинсгаузену в Кронштадте.

М. П. Лазарев на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год).

Памятник адмиралу М. П. Лазареву, одному из основателей города, в Новороссийске.


Ф. Ф. Беллинсгаузен. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 1820 и 1821 годов, совершенные на шлюпах «Востоке» и «Мирном» под начальством капитана Беллинсгаузена командира шлюпа «Восток», шлюпом «Мирным» начальствовал лейтенант Лазарев.
Трешников А. Ф. История открытия и исследования Антарктиды.
Wikipedia - Антарктида

Обложка книги Ф. Ф. Беллинсгаузена
«Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане
и плавание вокруг света в продолжение 1819, 1820 и 1821 годов,
совершенные на шлюпах «Востоке» и «Мирном» под начальством капитана Беллинсгаузена командира шлюпа «Восток»,
шлюпом «Мирным» начальствовал лейтенант Лазарев».