192 года со дня открытия Антарктиды Русской антарктической кругосветной экспедицией в составе военных шлюпов "Восток" и "Мирный" под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева.
16 (28) января 1820 года русские моряки, почти на меридиане Гринвича, достигли 69°21′ ю. ш. и открыли материк Антарктида.
Так описал события сам Ф. Ф. Беллинсгаузен (приводим начиная с предыдущего дня):
Свои повествования Фаддей Фаддеевич дополнил описаниями птиц и животных, встреченных в экспедиции. В те дни он пишет:15 генваря. В 7 часов следующего утра, хотя погода не переменилась, но я не надеялся дождаться благоприятной и потому опять взял курс на StW. До полудня прошли мимо трех льдяных островов; находились тогда в широте 66° 53' 42" южной, долготе 3° 3' 54" западной *2. В 4 часа видели трех голубых бурных птиц.16 генваря (28 января по новому стилю). Пасмурность с снегом, при крепком ветре от NW, продолжалась во всю ночь. В 4 часа утра увидели дымчатого альбатроса, летающего около шлюпа. В 7 часов ветр отошел к N, снег временно переставал и благотворное солнце из-за облаков изредка выглядывало.
В 9 часов утра в широте 69° 17' 26", долготе 2° 45' 46", найдено склонение компаса 8° 48' западное. Продолжая путь на юг, в полдень в широте 69° 21' 28", долготе 2° 14' 50", мы встретили льды, которые представились нам сквозь шедший тогда снег в виде белых облаков. Ветр был от NO умеренный, при большой зыби от NW; по причине снега зрение наше не далеко простиралось; я привел в бейдевинд на SO, и, пройдя сим направлением две мили, мы увидели, что сплошные льды простираются от востока чрез юг на запад; путь наш вел прямо в сие льдяное поле, усеянное буграми. Ртуть в барометре, спустясь от 29,5 до 29 дюймов, предвещала еще худшую погоду; морозу было 0,5°. Мы поворотили на NWtW, в надежде, что сим направлением не встретим льдов. В продолжение последних суток видели летающих снежных и синих бурных птиц и слышали крик пингвинов.17 генваря. Пасмурность и снег не переставали во всю ночь. В 2 часа следующего утра оба шлюпа поворотили на левый галс. В 6 часов мы увидели прямо пред носом льдяной остров, от которого, однакоже, успели поворотить. Термометр стоял на точке замерзания; в то же время ветр начал крепчать, что и принудило нас взять по два рифа у марселей. В 8 часов шлюп «Восток», поворотив по ветру, сблизился с шлюпом «Мирным». К полудню небо несколько прочистилось от снежных облаков и проглянуло солнце; мы успели сделать полуденное наблюдение, по которому широта места нашего оказалась 68° 51' 51", южная, долгота 3° 7' 6" западная; течение увлекло нас на NW 20°, тринадцать миль. Мы недолго наслаждались сиянием солнца, которое в сих местах так редко бывает видимо: туман и снег, непременные спутники мореплавателя в Южном Ледовитом океане, опять настали.
В больших широтах, в коих мы простирали плавание, море прекраснейшего синего цвета, что некоторым образом служит доказательством отдаленности берега. Пингвинам, коих мы слышали крик, нет нужды в береге; они также покойно, и еще, кажется, охотнее живут на плоских льдах, нежели другие птицы на берегу. Когда пингвинов хватали на льдах, многие, бросавшиеся в воду, не дождавшись удаления охотников, с помощью волн возвращались на прежнее свое место. Рассуждая по сложению их тела и пребыванию в покое, заключить можно, что одно только побуждение наполнить свой желудок гонит их с льда в воду; они весьма ручны. Когда лейтенант Лесков на льдине крылом невода покрыл их множество, непопавшиеся под сеть невода были покойны и нечувствительны к участи тех несчастных пингвинов, которых в глазах их клали в мешки. Спертый воздух в сих мешках и неосторожное обращение при ловле, перевозке и подъеме пингвинов на шлюпы и тесное необыкновенное жилище в курятниках произвело в пингвинах тошноту, и они в короткое время выкинули множество шримсов, маленьких морских раков, которые, как видно, служат им пищею. При сем не излишне будет упомянуть, что мы в больших южных широтах никаких рыб, кроме принадлежащих к породе китов, еще не встречали.
В 8 часов шлюп «Восток» спустился к «Мирному», и, сблизясь с ним, мы привели к ветру на правый галс, дабы несколько удалиться от льдов и переждать пасмурную погоду.
Ветр все еще продолжался от севера с снегом и изредка без снега. По всему горизонту была мрачность. Со времени вступления нашего в большие южные широты мы всегда имели такую же дурную погоду при северных ветрах, а, напротив, при южных погода была сухая и ясная, горизонт чистый.
"Мы проводили сей день в дружеской беседе, рассказывая об опасностях и приключениях после последнего нашего свидания и совершенно забывая, что находимся в стране, никем необитаемой, кроме китов, пингвинов и бурных птиц, в стране, в которой почти беспрерывно господствуют густые туманы и часто выпадающие снега."
"Сегодня в первый раз удалось нам застрелить полярную птицу, которая так названа капитаном Куком. Она величиною с курицу, перья на спине, крыльях и на верху головы бурого цвета, а к шее и на груди многим светлее; брюхо и хвост белые; верхние перья хвоста с бурыми концами; наружный цвет всех правильных перьев разделен пополам, т. е. низ каждого пера бурый, а верх белый; глаза темные с черным зрачком, нос и ноги темные, на лапах перепонка грязнотемного цвета, к ногам темнее. Сия птица во всем подобна бурным птицам, а потому я буду называть оную полярною бурною птицею."
"Около шлюпа летало несколько белых снежных, черных и полярных бурных птиц и погодовестников; последних мы встречали во всех широтах от экватора до самых льдов"
"21 генваря. Мы продолжали путь на юг, при тихом ветре от SOtO и ясной погоде. Киты пускали фонтаны; полярные и снежные бурные птицы, предвестницы близости льда, летали около шлюпов; на юге становилось час от часу светлее. В 1 час пополуночи увидели впереди льды, а в 2 часа уже находились между мелкими плавающими льдинами; далее к югу представилось до пятидесяти льдяных разнообразных громад, заключающихся в средине льдяного поля. Обозревая пространство сего поля на восток, юг и запад, мы не могли видеть пределов оного; конечно [оно] было продолжением того, которое видели в пасмурную погоду 16 генваря, но по причине мрачности и снега хорошенько рассмотреть не могли."
"Около шлюпов летало много полярных белых снежных бурных птиц и один дымчатый альбатрос; в то же время видели одного кита."
"мы видели несколько полярных бурных птиц, альбатросов дымчатых и двух китов"
Южные Сандвичевы острова: Бристоль, Тюле, Кука. Из альбома рисунков художника П. Михайлова |
Хохлатый пингвин. Из альбома рисунков художника П. Михайлова |
Острова де Траверсе: Лескова, Торсона, Завадовского. Из альбома рисунков художника П. Михайлова |
Южные Сандвичевы острова: Сретенья, Саундерс, Монтегю. Из альбома рисунков художника П. Михайлова |
Погодовестник. Из альбома рисунков художника П. Михайлова |
Альбатрос. Из альбома рисунков художника П. Михайлова |
Пеструшка. Из альбома рисунков художника П. Михайлова |
Пингвины. Из альбома рисунков художника П. Михайлова |
Голубая бурная птица. Из альбома рисунков художника П. Михайлова |
Южное полярное сияние. Из альбома рисунков художника П. Михайлова |
Вид ледяных островов. Из альбома рисунков художника П. Михайлова |
Южная полярная бурная птица. Из альбома рисунков художника П. Михайлова |
Нерпы. Из альбома рисунков художника П. Михайлова |
Выйдя за пределы полярного круга, Беллинсгаузен прошёл вдоль него на восток до 19° в. д., где снова его пересёк и достиг в феврале 1820 года опять почти той же широты (69°6′).
Далее на восток он поднялся только до 62° параллели и продолжил свой путь вдоль окраины плавучих льдов. Затем, на меридиане островов Баллени, Беллинсгаузен дошёл до 64°55′, в декабре 1820 достиг 161° з. д., прошёл Южный полярный круг и достиг 67°15′ ю. ш., а в январе 1821 года достиг 69°53′ ю. ш.
Почти на меридиане 81° он открыл высокий берег острова Петра I, а пройдя ещё на восток, внутри Южного полярного круга — берег Земли Александра I.
Таким образом, Беллинсгаузен первый совершил полное плавание вокруг Антарктиды на широтах от 60° до 70°.
Адмирал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен. (по литографии У. Штейбаха, относяйщейся примерно к 1835 г.) |
Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (при рождении Фабиан Готтлиб Таддеус фон Беллинсгаузен (нем. Fabian Gottlieb Thaddeus von Bellingshausen); 9 (20) сентября 1778, остров Эзель — 13 (25) января 1852, Кронштадт) — российский мореплаватель, первооткрыватель Антарктиды. Происходит из остзейских немецких дворян.
В 10 лет поступил в Морской кадетский корпус в Кронштадте.
В 1795 году, через шесть лет после поступления в Морской корпус, Беллинсгаузен получил свой первый флотский чин — он был произведен в гардемарины. На следующий год он совершил плавание к берегам Англии. В 1797 году Беллинсгаузен был произведен в мичманы (первый офицерский чин на флоте) и получил назначение в Ревельскую эскадру. На судах эскадры он ходил до 1803 года.
В 1803 году стали подбирать экипажи для кораблей Ивана Крузенштерна, готовившихся выйти в первую российскую кругосветку.
В 1803—1806 Беллинсгаузен участвовал в первом кругосветном плавании русских судов на шлюпе «Надежда» под командой Ивана Крузенштерна.
С 1812 по 1816 командовал фрегатом "Минерва", а с 1817 по 1819 годы — фрегатом "Флора".
Поход экспедиции Беллинсгаузена в кругосветной антарктической экспедиции, по справедливости считается одним из самых важных и трудных, когда-либо совершенных.
Адмирал Михаил Петрович Лазарев. (с гравюры И. Томсон, относяйщейся примерно к 1835 г.) |
Михаил Петрович Лазарев (3 [14] ноября 1788 года, Владимир — 11 [23] апреля 1851 года, Вена, похоронен в Севастополе) — русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), кавалер ордена Святого Георгия IV класса за выслугу лет (1817), командующий Черноморским флотом и первооткрыватель Антарктиды.
Брат вице-адмирала Андрея Петровича Лазарева.
Родился в дворянской семье сенатора Петра Гавриловича Лазарева, представителя боковой ветви армянского аристократического рода Абамелек-Лазаревых, правителя Владимирского наместничества.
В 1803 году выдержал экзамен на звание гардемарина, став третьим по успеваемости из 32 учеников. В декабре 1805 года произведён в первый офицерский чин — мичмана.
В числе 30 лучших выпускников корпуса отправлен в Англию, где служил волонтёром на флоте до 1808 года для ознакомления с постановкой военно-морского дела в иностранных портах. В течение пяти лет находился в непрерывном плавании в Атлантическом океане и Средиземном море.
В 1808—1813 годах служил на Балтийском флоте. Участвовал в Русско-шведской войне 1808—1809 и Отечественной войне 1812.
В 1813-1815 годах году лейтенант Лазарев совершил кругосветное плавание вокруг земного шара, командуя шлюпом "Суворов", заходя в центр Русской Америки — порт и поселение Ново-Архангельск.
За участие в Антарктической экспедиции Лазарев был произведен в капитаны 2-го ранга, минуя чин капитан-лейтенанта.
Шлюп «Восток» — парусный военный шлюп, корабль 1-й русской антарктической кругосветной экспедиции 1819—1821 годов под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена.
Судно было спущено на воду со стапеля Охтинской верфи в Санкт-Петербурге в 1818 году.
3 (14) июля 1819 года шлюп «Восток» под командованием капитана II ранга Ф. Ф. Беллинсгаузена, начальника кругосветной Антарктической экспедиции вышел из Кронштадта.
Длина | 39,62 м |
Ширина | 10,36 м |
Осадка | 4,8 м |
Водоизмещение | 985 т |
Скорость | до 10 узлов |
Экипаж, чел. | 117 |
Вооружение | 16 137-мм пушек, 12 120-мм карронад |
В 1828 году шлюп «Восток» был исключён из списков флота и разобран.
Шлюп «Мирный» — парусный военный шлюп, корабль 1-й русской антарктической кругосветной экспедиции 1819—1821 гг.
На Олонецкой верфи в Лодейном поле близ Петербурга в 1818 году под проекту кораблестроителя И. В. Курепанова строилось для флота вспомогательное судно «Ладога» (строитель — корабельный мастер Я. А. Колодкин).
Стремясь ускорить отправление высокоширотной экспедиции в Антарктиду решили не строить новое судно, а использовать «Ладогу». Его включили в состав военно-морского флота, дали новое название «Мирный» и сразу же приступили к перестройке. Работами руководил М. П. Лазарев.
Наделкой штульцев у шлюпа удлинили кормовую часть, на форштевне поставили княвдигед, дополнительно обшили корпус — дюймовыми досками, прочно закрепив их медными гвоздями.
Корпус тщательно проконопатили, а подводную часть, чтобы она не обрастала водорослями, покрыли медными листами. Внутри корпуса поставили дополнительные крепления на случай воздействия льдин, сосновый руль был заменён дубовым. Ранее поставленный стоячий такелаж, ванты, штаги и другие снасти, сделанные из низкосортной пеньки, были заменены более прочными, применяемыми на кораблях военно-морского флота.
3 (14) июля 1819 года «Мирный» под командованием лейтенанта М. П. Лазарева вышел из Кронштадта в составе кругосветной Антарктической экспедиции.
«Мирный», построенный по проекту русских инженеров и к тому же достаточно укрепленный Лазаревым, показал свои блестящие качества. Однако «Восток», построенный британскими инженерами, несмотря на все старания Лазарева сделать его таким же выносливым, как и «Мирный», все же качественно уступал второму шлюпу. Это и явилось одной из причин того, что пришлось прекратить исследование Южного полюса и начать подготовку к возвращению в Кронштадт.
Длина 120 футов (36.6 м)
Ширина 30 футов (9,15 м)
Осадка 15 футов (4,6 м)
Водоизмещение 530 т
Скорость до 10 узлов
Экипаж 72 человека
Вооружение 20 пушек
После ремонта в Порт Джексоне (Австралия) корабли исследовали тропическую часть Тихого океана, а затем 31 октября (12 ноября) 1820 года вновь взяли курс на Антарктиду. 10 (22) января 1821 года шлюпы достигли самой южной точки: 69° 53' южной широты и 92° 19' западной долготы. 24 июля (5 августа) 1821 года, закончив труднейшее плавание, корабли прибыли в Кронштадт.
За 751 сутки они прошли 49 723 мили (около 92 300 км). Помимо самого открытия Антарктиды на карту были нанесены 29 островов и выполнены сложные океанографические работы. В память об этом знаменательном плавании в России была выбита медаль.
Снимок Антарктиды со спутника. |
Карта Антарктиды с нанесенным путем экспедиции. (кликни для увеличения) |
Марка Почты СССР к 150-ти летию открытия Антарктиды. |
Марка Почты СССР к 145-ти летию открытия Антарктиды. |
Марка Почты СССР. |
Статус Антарктиды сегодня.
В соответствии с конвенцией об Антарктике, подписанной 1 декабря 1959 года и вступившей в силу 23 июня 1961 года, Антарктида не принадлежит ни одному государству. Разрешена только научная деятельность.
Размещение военных объектов, а также заход боевых кораблей и вооружённых судов южнее 60-го градуса южной широты запрещены.
В 1980-е годы Антарктиду объявили безъядерной зоной. Это исключило появление в её водах судов-атомоходов, а на материке — атомных энергоблоков.
Сейчас участниками договора являются 28 государств (с правом голоса) и десятки стран-наблюдателей.
Памятные монеты Центрального Банка России.
Памятник адмиралу Беллинсгаузену в Кронштадте. |
М. П. Лазарев на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год). |
Памятник адмиралу М. П. Лазареву, одному из основателей города, в Новороссийске. |
Ф. Ф. Беллинсгаузен. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 1820 и 1821 годов, совершенные на шлюпах «Востоке» и «Мирном» под начальством капитана Беллинсгаузена командира шлюпа «Восток», шлюпом «Мирным» начальствовал лейтенант Лазарев.
Трешников А. Ф. История открытия и исследования Антарктиды.
Wikipedia - Антарктида