Уникальнейший и единственный в своем роде опытный образец тяжелого танка - объект 279 - разработал в 1957 году коллектив конструкторов ленинградского Кировского завода под руководством Л.С.Троянова по предложенным Управлением начальника бронетанковых войск Советской Армии в 1956 году тактико-техническим требованиям к тяжелому танку.
Танк предназначался для прорыва подготовленной обороны противника и действий на труднопроходимых для обычных танков участках местности.
Танк имел классическую компоновку, однако проблемы защищенности и проходимости были решены здесь весьма нестандартно.
Корпус имел литую криволинейную форму и имел снаружи тонколистовых противокумулятивные экраны, которые прикрывали корпус спереди и по бортам, дополняя его обводы до вытянутого эллипсоида. Башня литая, сферической формы, также с тонколистовыми экранами. Толщина лобовой брони корпуса достигала 269 мм, а башни - 305 мм.
Принятая схема бронирования обеспечивала надежную защиту лобовой части танка и его бортов от 122-мм бронебойного и 90-мм кумулятивного снарядов на всех дальностях стрельбы.
Вооружение состояло из 130-мм пушки М-65 и спаренного с ней 14,5-мм пулемета КПВТ. Пушка снабжалась полуавтоматическим механизмом заряжания, механизированной боеукладкой, двуплоскостным стабилизатором вооружения "Гроза", стереоскопическим прицелом-дальномером ТПД-2С, полуавтоматической системой наведения. Танк был оснащен полным комплектом инфракрасных приборов ночного видения. Боекомплект пушки состоял из 24 выстрелов раздельно-гильзового заряжания, пулемета - из 300 патронов.
Силовая установка танка- 16-цилиндровый четырехтактный Н-образный дизель ДГ-1000 мощностью 950 л.с. при 2500 об/мин или 2ДГ-8М мощностью 1000 л.с. при 2400 об/мин., с горизонтальным расположением цилиндров.
Трансмиссия включала комплексный гидротрансформатор и трехступенчатую планетарную коробку передач, переключение двух высших передач было автоматизировано.
Изюминкой танка была ходовая часть - четыре гусеничных движителя, размещенных под днищем корпуса. С каждого борта находился блок из двух гусеничных движителей, в каждый из которых входили шесть сдвоенных не обрезиненных опорных катков и три поддерживающих ролика, ведущее колесо заднего расположения. Подвеска гидропневматическая.
Ходовая часть была смонтирована на двух продольных пустотелых балках, которые выполняли роль топливных баков.
Конструкция гусеничного движителя обеспечивала высокую проходимость по глубокому снегу и заболоченной местности. Она исключала посадку танка на днище при преодолении вертикальных препятствий (надолбы, пни, ежи). Среднее давление на грунт составляло всего 0,6 кгс/см², то есть приближалось к аналогичному параметру легкого танка. Это был уникальный образец тяжелого танка повышенной проходимости.
Однако конструкция ходовой части была сложной в эксплуатации и ремонте в полевых условиях, ограничивала возможность уменьшения высоты танка при дальнейшей модернизации и имела большие потери мощности в гусеничном движителе, особенно при движении в распутицу. Ещё одним серьёзным недостатком четырёхгусеничной ходовой части являлось сопротивление повороту, в 12 раз превосходящее величину для аналогичного танка, выполненного по классической схеме.
Экипаж танка состоял из четырех человек, трое из которых - командир, наводчик и заряжающий - располагались в башне. Место механика-водителя находилось в передней части корпуса по центру, здесь же имелся свой люк для посадки в машину.
Из всех разработанных одновременно с ним танков объект 279 отличался наименьшим забронированным объемом - 11,47 м3, имея при этом очень сложный бронированный корпус. Конструкция ходовой части делала невозможной посадку машины на днище, обеспечивала высокую проходимость по глубокому снегу и заболоченной местности. Вместе с тем ходовая часть была очень сложной по конструкции и в эксплуатации, не давала возможности снизить высоту танка.
В конце 1959 года был построен опытный образец, сборка еще двух танков не была завершена.
Объект 279 находится в Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.
Тактико-техническое характеристики:
Классификация тяжёлый танк
Боевая масса, т 60
Экипаж, чел. 4
Количество выпущенных,
шт. 1
Размеры
Длина корпуса, мм 6 770
Длина с пушкой вперёд, мм 10 238
Ширина корпуса, мм 3 400
Высота, мм 2 475
Клиренс, мм нет
Бронирование
Лоб корпуса (верх), мм/град. 93 / 75° — 269 / 45°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 121 / 70° — 258 / 45°
Борт корпуса, мм/град. 100 / 65° — 182 / 45°
Лоб башни, мм/град. 217 / 50° — 305 / 30°
Борт башни, мм/град. 217 / 50° — 305 / 30°
Вооружение
Калибр и марка пушки 130-мм М-65
Тип пушки нарезная пушка
Длина ствола, калибров 59
Боекомплект пушки 24
Прицелы стереоскопический
прицел-дальномер
ТПД-2С
ночной ТПН-1
Пулемёты 1 × 14,5-мм КПВТ
Подвижность
Двигатель 2ДГ8-М
Мощность двигателя, л. с. 950
Скорость по шоссе, км/ч 55
Запас хода по шоссе, км 250
Удельная мощность, л. с./т 15,8
Тип подвески индивидуальная
гидропневматическая,
с регулируемым клиренсом
Удельное давление
на грунт, кг/см² 0,6
Преодолеваемый
подъём, град. 35
Преодолеваемый брод, м 1,2
Объект 279 на испытаниях зимой 1959/60 года. Фото из коллекции М.Коломийца |
Объект 279 в Кубинке. |
Объект 279 в Кубинке. |
Схема бронирования объекта 279. |
Объект 279 в Кубинке. |
Реконструкция ЗD для игрового симулятора. |
ЗD модель. |
ЗD модель. |
ЗD модель. |
Карпенко А. В. Тяжёлые танки // Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995).
М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг.
ОБЪЕКТ 279. М.Барятинский, М.Коломиец, А.Кощавцев.
Советские тяжелые послевоенные танки. Бронеколлекция №3(6) 1996
Wikipedia - Объект 279