Герой Бакланов. Сразил снайпера в лоб, и даже восхищеные чеченцы закричали: "Молодец, Боклю!"


Яков Петрович Бакланов. Казак.
Потомок старого казачьего рода. Поступил на службу урядником, вышел в отставку генерал-лейтенантом.

Бакланов - знаменитый герой Кавказской войны.
Богатырь телом, свиреп в сражении, чист сердцем, велик душою.
Описанный случай произошел во время командования Яковом Петровичем 17-м Донским казачьим полком зимой в начале 1852 года, в процессе очистки леса и подготовки к переправе через реку Мичик. Шло наступление на горную часть Кавказа.

Однажды вечером, во время рубки просеки от Куринской крепости к реке Мичик, в лагерь к Бакланову явился один из его лазутчиков Алибей с донесением:

"Шамиль прислал из гор стрелка, который с 50-ти сажень разбивает пулею из винтовки яйцо, подкинутое вверх. Завтра ты идешь рубить лес. Имеешь привычку постоянно выезжать на курган, напротив оставленной нами за Мичуком батареи. Вот в ней будет сидеть тот самый стрелок, и, как только выедешь на курган, он убьет тебя. Я счел нужным предупредить об этом и посоветовать: не выезжай на тот курган."

"Мое положение было отвратительное: не ехать на курган - явно должен показать себя струсившим, а ехать и стать на курган - быть убитому. Явилось какое-то во мне хвастолюбие: я решил ехать на курган." - напишет Бакланов потом.

Расстояние между курганом и батареей, откуда должен стрелять снайпер Шамиля - 150 сажень, т. е. 320 метров.

На следующий день, оставив колонну, взяв свой штуцер выехал на курган и встал лицом к батарее противника:
"Не могу скрыть, что происходило со мной: то жар, то холод обдавал меня, а за спиной мириады мурашек ползали.

Вот блеснула на бруствере винтовка. Последовал выстрел. Пуля пролетела влево, не задев меня. Дым разошелся.
Стрелок, увидев меня сидящего на лошади, опустился в батарею. Виден взмах рук - прибивает заряд; вторично показалась винтовка; последовал выстрел: пуля взяла вправо, пробила пальто.
Ошеломленный неверностью выстрелов стрелок вскочил на бруствер и с удивлением смотрел на меня".

Бакланов тут же переносит левую ногу из стремени и укладывая ее для упора на гриву лошади, прицеливается. Выстрел.
Пуля попадает прямо в лоб снайперу и тот падает навзничь.
Стоявшие безмолвно войска грянули: "Ура!"
Чеченцы выскочили из укрытий и стали хлопать в ладоши, крича: "Якши (хорошо) Боклю! Молодец Боклю!"

Просека была закончена, а левый берег с боем взят и очищен от леса.
Впереди - партия с самим Шамилем и его 25-ти тысячной армией, оставшаяся за казаком и отмеченная награждением Георгием 4-ой степени.

Данные чеченцами своему грозному противнику прозвища Боклю и Даджал (дьявол) до сих пор живут в народных преданиях, песнях и присказках.

Источники:
Большая биографическая энциклопедия.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Русская старина. III том. Моя боевая жизнь (Записки Войска Донского генерал-лейтенанта Якова Петрова Бакланова, написанные собственною его рукою).