Политика монголов по отношению к пленным, оказавшим ранее сопротивление. И верно ли, что речь идет о предках современных татар.


"История Монгалов, которых мы называем Татарами."
Джованни да Плано Карпини.
(итальянский монах-францисканец, первым из европейцев в XIII веке посетил Монгольскую империю и оставил описание своего путешествия.)

§ V. О вероломстве Татар и о жестокости против пленных
Но когда они уже стоят против укрепления, то ласково говорят с его жителями и много обещают им с той целью, чтобы те предались в их руки; а если те сдадутся им, то говорят:
«Выйдите, чтобы сосчитать вас согласно нашему обычаю».



А когда те выйдут к ним, то Татары спрашивают, кто из них ремесленники, и их оставляют, а других, исключая тех, кого захотят иметь рабами, убивают топором; и если, как сказано, они щадят кого-нибудь иных, то людей благородных и почтенных не щадят никогда, а если случайно, в силу какого-нибудь обстоятельства, они сохраняют каких-нибудь знатных лиц, то те не могут более выйти из плена ни мольбами, ни за выкуп.

Во время же войн они убивают всех, кого берут в плен, разве только пожелают сохранить кого-нибудь, чтобы иметь их в качестве рабов.
Назначенных на убиение они разделяют между сотниками, чтобы они умерщвляли их обоюдоострою секирою; те же после этого разделяют пленников и дают каждому рабу для умерщвления десять человек или больше, или меньше, сообразно с тем, как угодно начальствующим.

Подобное описание не раз встречается в разных не связанных друг с другом источниках и соответствует законам империи Чингизидов - Великой Яссе.
Принцип "признай высшую власть монголов или умри" действовал на все территории и племена завоеванные монголами в тот период.

Тут важно отметить один момент. Он неоднократно подчеркивался и исследователями в позднее время и современниками-очевидцами. Это связано с сопоставлением и отождествлением этнонимов "монголы" и "татары" с народами носившими эти названия в разное время.
Татары - это экзоэтноним, название данное другими народами, обозначающий в разном контексте монголов либо народы, находившиеся под их властью и в войске.

Это подчеркивал и Гильом де Рубрук, совершивший путешествие с дипломатической миссией по империи монголов в столицу Каракорум через территорию Золотой орды.
Он даже приводит со слов местных жителей объяснение происхождения называния монголов Татарами, указывая, что правильное называть их монголами. У Рубрука по тексту, правда, везде следует написание "моалы", в отличии от "монгалы" у Карпини.
Это различие (монгалы/моалы) возможно объяснить с точки зрения разности произношения и интерпретации текста при переводе.

То есть, не верно считать, что монголы и есть народ "татары". Но важно понимать, что именно монголов могут иметь ввиду, когда говорят "татары".
Также не верно называть "татарами" всех, кого так называли. Тут важно понимать, что народы, входившие в войско монголов и включенные в их империю, обобщались в представлении других народов под названиями "монголы" или "татары". Так, в российской историографии даже был принят термин "монголо-татары", хотя это надо считать, скорее, способом идентификации общности относящейся к периоду монгольских завоеваний.

На западе историки использовали экзоэтномин "татары", судя по текстам самих авторов описаний монголов в XIII веке, еще до составления этих произведений. Позднее, по материалам энциклопедии Британика, мы можем увидеть распространившееся в мнении географов и историков название "татары" и на другие народы восточной Европы и Азии. Хотя уже давно не было власти Чингизидов, да и народы эти не всегда входили в монгольское общество, а тем более не могли иметь совместного этногенеза с монголами или татарами, не происходили от них.

В настоящее время остатки этого укоренившегося явления распространяются на крымских татар и поволжских татар. Корни его - в представлениях русского общества XVI века относительно южных и восточных соседей. Естественно, что потомками монголов эти народы считать нельзя, что подтверждают и археологические, этнографические, генетические данные, свидетельства в исторических источниках.
Еще более интересным представляется исследование вопроса о том, что в период Золотой Орды население к югу от Руси, в Причерноморье, Приазовье, на Дону и низовьях Волги называлось "татарами", но после падения династий Чингизидов в Казани и Крыму мы видим быстрое исчезновение такого обозначения и принятия другого, ранее уже используемого, - "казаки", слова, обозначавшем в кыпчакском языке "свободных людей".  Причем, этноним этот относился к сформированной группе, имевшей определенные, не за мгновение формируемые, культурные традиции, военную организацию, владение татарским языком и другие особенности.
Нельзя отрицать и того, что при описании в источниках периода русско-монгольских взаимоотношений слово "татары" могло относится и к исключительно определению действий политической власти Чингизидов, а не к обобщению всех под их властью или вообще какого-то конкретного народа.

Описанию проблематики применения этнонима "татары", как и рассмотрению этногенеза народов, входивших в военно-политическую сферу влияния монголов, будут посвящены отдельные статьи. Цель же данной статьи - затронуть эту тему и показать неоднозначность этно-политических определений (названий) в разных источниках и языках разных народов.