Уровень образования в СССР и США конца 30-х - конца 50-х годов.


Если Вы внимательно посмотрите на этот советский плакат и попробуете проанализировать то, что на нем написано, то поймаете себя на мысли: "Тут что-то не так"...
А вот что не так:
Уровень образования среди граждан в возрасте 25 лет и старше:
в США, не ниже среднего, в 1940 г. - 24,5%
В СССР, среднее, включая незаконченное среднее, т.е. 7 классов, в 1937 г. - 6%

в США, высшее, включая четырехлетние колледжи, в 1940 г. - 4,6%
В СССР, высшее, в 1937 г. - 0,53%
В СССР, высшее, в 1939 г. - 0,64%

Средний уровень образования (лет обучения) рабочих в 1959 г. составлял:
в СССР - 5,4 класса,
в США - 9,2 класса.

К концу 50-х гг. слой рабочих, чья общеобразовательная подготовка соответствовала задачам новой эпохи — НТР (т.е. имеющих высшее и среднее специальное образование), был невелик в обеих странах, составляя 6,2% в США и 2,2% в нашей стране.

Категория рабочих, чья общеобразовательная подготовка соответствовала уровню позднеиндустриальной модернизации (т.е. имевших полное среднее образование), в СССР в четыре раза уступала американской: соответственно, 6,2 и 24,4%.

Основной массив советских рабочих в 1959 г. (60,4%) представляли труженики с начальным образованием и ниже, подходящим только для начальной стадии раннеиндустриальной модернизации.

Правда, и в США в 1960 г. почти четверть рабочих, как правило, малоквалифицированных, имела подобное образование. Однако основная масса американских рабочих (76,7%) получила среднее (полное и неполное) образование.

Как видно, и в конце 50-х гг. ХХ в. сохранилось качественное отставание в уровне образовательной подготовки советских и американских рабочих. Можно еще раз удивиться политической наивности Н.С. Хрущева и его окружения, решивших за двадцатилетний срок «догнать и перегнать Америку».

Литература:
Образовательный уровень рабочих промышленности СССР и США в период конца 50-х – конца 80-х гг. ХХ. // Научный вестник Уральской академии государственной службы.
_____________________
В советских и современных источниках можно встретить формулировки наполненные демонизацией заокеанских реалий. По теме образования в 50-х годах:
"в идейно-политических установках господствующего класса четко прослеживается стремление воспрепятствовать «чрезмерному» росту образования трудящихся, чреватому «непредсказуемыми» социально-политическими последствиями."

Буржуазия, которой принадлежит промышленность, якобы, против повышения квалификации работников в условиях позднеиндустриальной модернизации.
Эта нелогичность похожа на формулировку антисоветчиков о причинах введения платы за образование:
"С 1940 года советская власть сознательно добивалась ограничения количества людей со средним, среднеспециальным и высшим образованием."

Сами все видите. Тоже в комментариях не нуждается.

Это к тому, что чем больше тема демонизируется, тем больше дискредитирует автор свою позицию.
Все просто: мы все верили одной информации, потом просочилась другая, кто-то получил возможность лично удостовериться... Выяснилось, что мы оказались жертвами очковтирательства. Ну и все, собственно... Потом сработала схема: "раз врали, что все плохо, значит все хорошо".

Сегодня то же самое. И в России и на Западе проблем в образовании и других социальных сферах предостаточно, но если выяснится, что врут больше, чем есть на самом деле, то потом недобросовестная пропаганда обернется категорическим отрицанием любой схожей риторики.
Поколения меняются, но проходят тот же опыт, что и прежние, если не делают из него выводов.
Не давайте себя дурить. Ведь на плакате, на первый взгляд, все написано верно...