Славяне и ислам. Крест и Полумесяц двуглавого орла.


Крест и Полумесяц двуглавого орла
Христианская религия на протяжении многих веков была фактором, позволявшим славянам из разных стран ощущать свою принадлежность к единой цивилизации, несмотря на то, что они могут являться последователями различных христианских конфессий. Возможность называть друг друга не только братьями по крови, но и братьями во Христе (как и общая христианская система ценностей) благотворно сказывалась на отношениях между славянскими государствами и позволяла с легкостью преодолевать многие конфликты.

Однако среди славянских народов есть один, выпадающий из этой общности.
Это балканский народ бошняков или, как их раньше обозначали в югославских переписях населения, славяне-мусульмане. Исламская религия оказала большое влияние на их национальную культуру и мировоззрение. Современные исследователи часто говорят о конфликтах, возникающих между европейской цивилизацией и цивилизацией Востока на почве религиозной несовместимости. Насколько верна такая точка зрения? Может ли другая религия помешать боснийцам и их славянским братьям, придерживающимся христианства, достичь взаимопонимания?

Вполне мирно

Ответ на этот, казалось бы, сложный вопрос находится куда ближе, чем мы могли представить. Он кроется в нашей стране, на территории которой столетиями уживались вместе различные народы и верования. Второй религией России по количеству последователей является ислам. От 14 до 23 миллионов граждан России (по разным данным) исповедуют мусульманство. Православные славяне и мусульмане (в основном, жители Татарстана, Башкирии и некоторых республик Кавказа) сосуществуют и взаимодействуют друг с другом, доказывая этим, что различность религиозных взглядов не вносит смуты в отношения между представителями разных наций.

Реальность ислама является загадкой для человека европейской культуры. Она притягивает своей чарующей, мистической красотой и одновременно пугает строгостью законов шариата. Из исламского мира вышли великие ученые, поэты, пророки. Этот мир совсем не похож на тот мир, в котором живем мы. Однако мы существуем вместе, на одной земле, и то, как мы видим друг друга и как складываются наши отношения, во многом определяет будущее всего человечества.

В России мусульманская община чувствуют себя гораздо лучше, чем в Европе, долгое время позиционировавшей себя как оплот терпимости, в том числе и в вопросах веры. В такой либеральной стране, как Франция, правительство законодательно запрещает многие атрибуты исламской религии, в первую очередь паранджу для женщин, что вызывает огромное недовольство арабской части населения страны. Власти мотивируют это тем, что паранджа не соответствует представлениям французов о том, как следует относиться к женщине.


Однако, ношение этого элемента одежды – не только обычай, которому веками следовали мусульмане, но и одно из важных религиозных предписаний. Эта традиция служит отражением представления о женщине в исламе и о ее особом месте. Многие верующие восприняли этот запрет как принуждение властей к нарушению канонов ислама. Германские политики уже открыто признали крах своей долгой попытки построить в одном конкретно взятом государстве мультикультурное общество. Теперь к ним присоединилась и Италия, чье население протестует против беженцев из стран Ближнего Востока, объятых революцией.

Европе трудно балансировать между интересами коренного населения и мусульманских иммигрантов, так как права и тех, и других должны быть соблюдены. Старым европейским республикам предстоит решить, как предотвратить размывание черт европейской культуры, не допустив открытых конфликтов на почве религиозного противостояния. Нам еще предстоит увидеть дальнейшее развитие отношений Запада и Востока – возникнет ли межкультурная конфронтация или нет, остается только догадываться.

Для Российской Федерации проблемы такого характера несвойственны, так как ислам не является чем-то новым для нашей страны. Ислам существует на территории таких республик, как Башкирия и Татарстан, по времени не меньше, чем христианство в центральной России, и обе религии накопили богатый опыт взаимодействия друг с другом. Именно тот опыт и позволяет этим христианству и исламу сосуществовать мирно. Будучи светским государством, Россия не ограничивает право своих граждан на свободу вероисповедания – никто не срывает с женщин хиджабы и не запрещает строить мечети выше церквей. Этот факт позволяет российским мусульманам чувствовать себя комфортно и не испытывать никакого давления со стороны властей.

Конфликтология

После самого страшного и кровавого события в истории США – трагедии 11 сентября 2001 года – мировая общественность находилась в состоянии глубочайшего потрясения. Одним из ключевых направлений международного сотрудничества стала непрерывная война с терроризмом, которая еще не скоро будет закончена. Вопиющий по своей циничности и масштабу теракт навеки изменил сознание американцев и жителей многих других стран мира – ислам стал ассоциироваться с джихадом, легализованным насилием по отношению к женщинам, ограниченностью взглядов.

Стремясь обезопасить себя от террористической угрозы, американские граждане согласились на то, чтобы принять так называемый Patriot Act, совершенно антиконституционный закон, позволяющий вторгаться в частную жизнь людей, прослушивать их телефонные разговоры, дабы предотвратить новые акции со стороны террористических организаций. И что самое печальное, все забывают, что истинные мусульмане, верно следующие законам, не могут быть террористами. Таким образом, два разных, совсем не похожих мира стали закрываться, изолируя себя друг от друга. Все расхождения только усугубились из-за того, что цивилизации отказались принимать и понимать чужие особенности, предпочтя взаимную экспансию мирным переговорам.

Разумеется, и в нашей стране случаются конфликты христиан с мусульманами. Не стоит думать, что это тенденция последних лет, ведь периоды напряженности между этими двумя обществами возникали много раз, однако они всегда завершались благополучно для обеих сторон. К сожалению, многие столкновения, возникшие на почве политики и экономики, списывают на счет религиозного противостояния, что, разумеется, неверно.

Даже знаменитые крестовые походы, направляемые Папой Римским на иноверцев (пожалуй, наиболее яркий пример религиозных войн) тоже руководствовались отнюдь не христианской любовью к ближнему, а жаждой власти и богатства. Западный колониализм коренным образом изменил русло исламской истории и стал одной из причин отсталости Востока. Тогда же и были заложены тенденции современных отношений между мирами.

Время Средневековья прошло, после раскрепощения умов, над которым работали сначала деятели эпохи Возрождения, а затем и европейские просветители, церковь уже не столь властна над сознанием людей. Все понимают, что ненавидеть другого из-за того, что он ходит не в церковь, а в мечеть, синагогу, кирху, по меньшей мере, неразумно. Однако даже сегодня существуют понятия «они» и «мы», которые, несмотря на стремление всей планеты прийти к общему знаменателю, никак не исчезнут.

В различных ситуациях мусульманам приходится обороняться от агрессивно настроенной русской молодежи. Многие мусульмане могут припомнить случай с ними или их знакомыми, когда их оскорбляли, провоцировали на драку. Это вызывает справедливое негодование мусульманской общины и порождает порочный круг взаимного насилия и ненависти. Отнюдь не все молодые люди, воспитанные в исламских традициях, настроены против славянского населения России, но они не замедлят прореагировать на религиозную и национальную дискриминацию, если таковая последует со стороны обидчиков.

Один мой знакомый азербайджанец рассказывал мне, что во время событий на Манежной площади многие главы мусульманских семейств запретили своим сыновьям покидать дом и выходить на улицу. Такое решение было принято не только из соображений безопасности, чтобы оградить детей от возможности быть втянутыми в межнациональные столкновения на фоне опасной обстановки, но и для того, чтобы они сами не стали инициаторами конфликтов. Беспрекословный авторитет старших, свойственный исламской культуре, возможно, предотвратил дальнейшее развитие событий и не дал выступлениям перерасти в нечто большее.

Несмотря на неоднозначный характер отношений, христиане и мусульмане живут в одной стране, в одной реальности под названием «Россия». Жизнь изо дня в день заставляет эти две плоскости соприкасаться. Во что бы мы не верили, кому бы не молились, мы всегда должны относиться с уважением и пониманием к другим культурам, сочетая это с любовью к своей собственной.

Если люди будут руководствоваться этим принципом, общаясь с представителями иных религий и национальностей, мир станет намного светлее и лучше.



Панславист. № 5, 2011.
Крест и Полумесяц двуглавого орла.


Ссылка: http://xponolog.blogspot.ru/2013/02/blog-post_28.html